Рекламный баннер 990x90px ban1
79.13
90.66

Не так давно мы рассказывали об Анне Михайловской легендарном отечественном музееведе, авторе монографии Музейная экспозиция. Организация и техника.

Не так давно мы рассказывали об Анне Михайловской – легендарном отечественном музееведе, авторе монографии «Музейная экспозиция. Организация и техника», которая на долгие годы стала главным пособием музейных работников при создании экспозиций. Однако среди работ Анны Ивановны есть множество не менее интересных изданий по методике создания выставок.

Одна из них, «Карты в экспозиции музеев» Научно-просветительского института краеведческой и музейной работы, была выпущена в 1947 году, в первые годы работы Анны Ивановны в институте. В предисловии к изданию музеевед называет карты «незаменимым способом обозначения распространения явлений» и обозначает проблему их использования в музейных экспозициях как «непонимание специфических особенностей музейных карт, требующих специальной обработки картографического материала, учитывающих условия восприятия карт музейными посетителями».

Автор ставит задачу, по-сути, написать инструкцию для составления техзадания к созданию музейной карты: «данная работа является попыткой дать методику составления экспозиционных заданий к картам и применения разнообразных методов оформления карт в музеях».

Главной особенностью музейных карт по версии автора является то, что посетитель воспринимает их стоя, не имея возможности к долгому рассмотрению, а также в контексте всей экспозиции, а не отдельно. Поэтому они должны быть хорошо читаемыми и не перегруженными обозначениями, однако при этом отвечать в оформлении «эстетическим требованиям посетителям» и быть в одной стилистике с другими экспонатами. Не перебивая их.

Что касается непосредственно составления задания для создания музейных карт, важно прежде всего определить тематику, масштаб карты и отобрать элементы географической основы и нагрузки. Затем определить количество знаков обозначения и выработать легенду, то есть «пояснительную таблицу».

Добавление на карту дополнительного текста в умеренных количествах по мнению Анны Михайловской, помогает ее восприятию. Кроме того, она рекомендует указывать источник данных, использованных при составлении карт.

Огромное значение автор издания придает цветовому картографическому оформлению. В книге даже приведена таблица удачных и неудачных сочетаний цветов фона, шрифта, обозначений и т.д. исходя их основных цветов и их комбинаций. Например, удачной комбинацией в рамках основного оранжевого цвета в таблице является сочетание зеленого, лилового и голубого цветов.

Рассматриваются также особенности включения в карты рисунков и дополнительного изображения. Для того, чтобы оно не закрывало основной информации на карте, такое изображение стоит выносить на поля, соединяя его пунктирной линией с точкой, которую иллюстрируют таким образом. Аналогичные советы даются и по использованию диаграмм и рисунков на картах.

К шрифту предъявляются требования хорошей читаемости, простого, четкого, красивого рисунка букв при их компактности.

Большую роль также играют методы размещения карт в пространстве экспозиции. Анна Михайловская выделяет 3 основных приема размещения:

на стендах или над ними (в вертикальном положении),

в горизонтальном или наклонном положении на стендах или под ними, на столах, подставках, а также на полу,

на дополнительных плоскостях (как доп. материал) и в витринах.

Интересная классификация музейных карт дается исходя из приемов художественного оформления, связанного с материалом: карты на бумаге, на фотооснове, на дереве, на стекле, на тканях. Главное – не нагромождать художественные приемы при оформлении музейных карт.

Приветствуется в оформлении карт применение методов трехмерного, объемного изображения рельефа, подсветки, электрификации и других технических приемов. Однако все это может вызвать и излишнюю загруженность карт, которая придаст ей всего лишь функцию цветового пятна. Важно избегать формализма в создании карт, и придерживаться соотношения художественности изображения и выверенной строгой научности информации.

В вопросах электрификации карт, элементов диорам, объема и т.д. автор придерживается мнения, что все это может быть оправдано в том случае, если карта является основным или одним из основных элементов экспозиции.

В целом, судя по риторике в издании, в определенном смысле Анна Ивановна за минимализм, выверенную меру и соотношение художественного начала и научного подхода.

В конце издания Анна Михайловская выделяет целый раздел, посвященный тому, каким образом составлялось техзадание к созданию карт в Дмитровском музее Московской области, в котором музеевед работала в начале своей профессиональной карьеры с 1927 года до момента устройства на работу в НИИ краеведческой и музейной работы.

В приложении к изданию также содержатся иллюстрации примеров оформления карт из разных музеев.

Скан издания прикреплен к посту, его можно скачать и познакомиться с особенностями картографии в музеях подробнее. За такую возможность выражаем благодарность Ивану Сулоеву.

Используются ли карты в экспозиции вашего музея?



69342

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы