Любая школьная дисциплина имеет свой набор понятий и терминов. Как выстроить работу по знакомству с ними?
Согласно «теории теоретического обобщения» В.В. Давыдова, понятия сначала усваиваются на основе определения, затем раскрываются через их свойства и уже потом применяются к отдельным объектам действительности.
Для формулирования определения можно выделить четыре условных способа.
1. Логический (родо-видовой)
Сначала указывается, к какому родовому понятию относится определяемое, затем выделяется его главная особенность, которая отличает явление (предмет, процесс и т.п.) от всех других.
Например: микроволны — электромагнитные волны с длиной волны от одного метра до одного миллиметра.
2. Генетический
Явление объясняется через его происхождение.
Например: атавизм — появление у некоторых особей признаков, существовавших у отдалённых предков, но затем утраченных в процессе эволюции.
3. Семантический (описательный)
Определение основано на перечислении основных свойств объекта. При этом необходимо расставить признаки понятия в порядке значимости.
Например: географический пояс — наиболее крупное зональное подразделение географической оболочки, характеризующееся общими особенностями режима тепла и влаги, циркуляции воздушных масс, а на суше — ещё и своеобразием биогеохимических, геоморфологических и других процессов, составом почв, растительного покрова и животного мира.
4. Этимологический
Этот способ основан на происхождении слова или его переводе с иностранного языка. Обычно носит вспомогательный характер. К этому же способу относится разбор составного понятия по частям.
Например: демократия — власть народа.
После того как мы дали определение термину, начинается более подробное изучение понятия. А следующий этап — научить ребят применять термин. Для этого можно использовать разнообразные приёмы.
Заполнить пропуск. Даётся текст с пропусками, под ним — список терминов. Их надо вставить в нужное место текста. Усложнённый вариант: список избыточный, надо отобрать подходящие слова.
Найти ошибку. Выбрать среди предложенных фраз те, в которых термин употребляется неверно.
«Четвёртый — лишний». Исключить одно слово из четырёх, определив основание, по которому объединены остальные три.
Распределить термины. Распределить большой список терминов по группам и обосновать своё решение.
Продолжить ряд. Написаны два-три слова, ученик находит принцип, по которому они подобраны, и продолжает цепочку.
Составить предложение с термином или рассказ с определённым количеством терминов.
Составить кроссворд из терминов. Главное — не форма кроссворда, а вопросы, с помощью которых ученик зашифрует термины.
Источники:
studme.org,
kopilkaurokov.ru #советы_просвещение
Оставить сообщение: