Изба-читальня в культурной политике большевиков
11 ноября 1929 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «Об избах-читальнях», в котором обращалось внимание на то, что существующий порядок работы изб-читален уже не соответствует растущим культурным потребностям крестьянского населения и сложности и ответственности политико-просветительской работы в деревне.
«Изба-читальня» была важнейшим культурным институтом, созданным в РСФСР еще в первые годы советской власти. Библиотечная и просветительская работа на селе, проводимые с помощью изб-читален, стали ключевыми звеньями в деле знаменитого «ликбеза» – ликвидации неграмотности.
Изба-читальня – своеобразная «первичная» форма библиотеки, способ познакомить крестьянина с такой культурной практикой, как регулярное чтение и подбор книг. В ходе кампании по ликвидации безграмотности – на курсах, занимавших несколько месяцев, – десятки миллионов взрослых людей в сельской местности научились писать и читать, но, естественно, они не приобрели привычки к систематическому чтению и самостоятельному поиску нужной литературы. Помочь сформировать эти навыки должна была изба-читальня.
Избачи – сотрудники избы-читальни – должны были не только выдавать книги и помогать с их подбором, но и в обязательном порядке вести кружковую и просветительскую работу. Отдельно отмечалась необходимость «справочной работы» – поиска ответов на вопросы крестьян по самому широкому кругу проблем, в том числе ветеринарных и финансово-экономических (например, начисления налогов). В методичке для избачей 1925 г. справочная работа определялась как «помощь населению в его труде и жизни (со стороны хозяйственной, бытовой, политической и просветительской)» и «средство поднятия авторитета избы-читальни». Особенно подчеркивалось, что необходимо «удовлетворять все вопросы и запросы, не оставляя ни одного из них без ответа».
Одной из важнейших задач избачей было приучение крестьян к работе с газетами. Для этого существовало несколько способов, каждый из которых имел свое название. «Громкая газета» – чтение газет вслух с последующим обсуждением прочитанного. Также привлекали пионеров и комсомольцев, пересказывавших односельчанам отдельные интересные статьи, – это называлось «устной газетой». 1–2 раза в месяц делалась стенная газета с вырезками и рисунками – «немая газета», также были популярны театрализованные постановки по мотивам газетных публикаций – «живая газета». Часто при избах-читальнях организовывались специальные газетные кружки.
Интересно, что в 1920-е годы изба-читальня воспринималась также и как актуальный конструктивистский проект, направленный на создание «нового человека» –носителя пролетарской культуры. Широко известен макет избы-читальни, разработанный во ВХУТЕМАСе под руководством авангардиста А.М. Лавинского. Проект был представлен на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, проходившей в Париже в 1925 г., и в этом же году он был опубликован в приложении к журналу «Красная нива» – брошюре «Искусство в быту».
Вот как описывает С.О. Хан-Магомедов проект избы-читальни Антона Лавинского в книге «Архитектура советского авангарда»: «Здание окрашено в белый цвет, его углы выделены красным; на коньке крыши надпись “Изба-читальня”. Фронтон здания украшали эмблема “Серп и молот” и изображение книги с надписью “Ленин”. Над входом трибуна для оратора, а над нею – метеорологическая будка с флюгером, электрические часы, радиомачта с громкоговорителем. Предусмотрено приспособление для установки киноэкрана».
Радиомачта с громкоговорителем в проекте избы-читальни отражала представления того времени о важности радио как нового медиаканала, который Ленин назвал «газетой без бумаги и без расстояний». Возможность установки киноэкрана также говорила о том, что проектируемое учреждение культуры должно было дать крестьянину возможность приобщиться к такому новому для него виду искусства, как кинематограф.
Для реализации основных направлений деятельности в проекте избы-читальни А.М. Лавинского были оборудованы отдельные «уголки» как прообраз кружковой работы: сельскохозяйственный с образцами продуктов и диаграммами на агрономические темы, женский, молодежный, пионерский, радиолюбительский и др.
Проект предполагал наличие открытой летней веранды, на которой в хорошую погоду можно было читать книги и газеты, сразу обмениваясь новостями и мнением о прочитанном с проходящими мимо односельчанами.
В реальной жизненной практике в масштабах огромной страны деятельность изб-читален часто принимала оригинальные и «экзотические», на наш сегодняшний взгляд, формы. Это, например, «красный чум», «красная кибитка», «красный караван» или «красный катер», которые передвигались по тундре, степям или рекам (морям) вслед за кочевым населением. Их сотрудники обучали грамоте взрослых, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь, занимались политпросвещением, организовывали чтение газет, журналов и книг, демонстрировали кинофильмы.
Деятельностью изб-читален и библиотек руководил отдел Главполитпросвета Народного комиссариата просвещения под председательством Н.К. Крупской. Существенной проблемой в организации сельских библиотек в 20-е годы была нехватка кадров. Формы и методы государственной подготовки кадров для советских библиотек впервые были определены Надеждой Константиновной в статье «Библиотечная семинария» (1918). По её инициативе в 1918 г. в Москве при Наркомпросе РСФСР была организована библиотечная семинария, положившая начало государственной организации библиотечного образования. В том же году в Петрограде был создан первый в стране вуз для подготовки библиотечных и культурно-просветительских работников – Институт внешкольного образования (будущий Санкт-Петербургский государственный институт культуры).
Постановление ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» также поднимало вопрос о кадрах: «ЦК предлагает всем местным организациям совместно с политпросветами подобрать к осени 1930 г. из состава районных, окружных работников, из окончивших и оканчивающих совпартшколы, педтехникумы и рабфаки не меньше 10 тысяч коммунистов и комсомольцев для изб-читален, закрепив их на этой работе не менее чем на 3 года, поставив систематическую работу по повышению их квалификации».
В 1929 г., когда задача по ликвидации безграмотности уже не стояла так остро, как еще 10 лет назад, работа избы-читальни должна была выйти на качественно новый уровень: стало недостаточно только обучать крестьян грамоте, выдавать книги и вести кружковую работу. Важнейшими задачами избы-читальни становятся политическое и научное просвещение, агитация и пропаганда, а также мобилизация общественности вокруг работы изб-читален.
Е.А. Бучкина, канд. филол. наук,
доцент кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ);
Р.Р. Садыков,
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
#Росархив #МПГУ #РГАСПИ #КультурнаяПолитика #ИзбаЧитальня #ФормаБиблиотеки #Главполитпросвет_НК #АрхивныеДокументы #История
Оставить сообщение: